На российском рынке металлопроката сложилась именно такая ситуация. В последнее время положение на общемировом рынке было таково, что российские производители смогли значительно увеличить экспорт, нарастив таким образом объемы производства. С другой стороны, эксперты предсказывают рынку металлопроката в будущем значительные сложности. Его вообще нельзя назвать стабильным, циклы взлетов и падений на рынке металлопроката становятся все короче, и сегодняшняя благоприятная ситуация не может быть бесконечной. Как любая другая отрасль, металлопрокат не существует в безвоздушном пространстве. Он зависит от налогового законодательства, мировой конъюнктуры, поставщиков сырья, перевозчиков, и даже от психологии покупателей. Мы постараемся разобраться в сложном взаимодействии всех этих факторов.
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЭКСПОРТА
Черная металлургия в последнее время стала одним из лидеров промышленного роста в России. Только в первом квартале 2003 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выпуск готового проката вырос на 7%. Но производители связывают это увеличение в первую очередь с экспортом, повышением потребления металлопроката за рубежом. Рост на рынке металлопроката вызван, скорее всего, тем, что доллар перестал исполнять должность резервной валюты. Его инфляция приводит к росту потребления за счет накачивания денежной массы. Поскольку производство металлопроката находится в зоне долларовой инфляции, в связи с падением курса американской валюты выросли цены на металлопрокат в долларовом выражении. Сейчас выгоднее экспортировать заготовки и металлолом, чем продавать готовую продукцию внутри страны. Высокие мировые цены, отмена экспортной пошлины, сравнительная дешевизна энергетических ресурсов и рабочей силы сделали экспорт металлопроката крайне выгодным. Но серьезная зависимость от мировой конъюнктуры делает положение всей отрасли нестабильным. К примеру, сейчас Китай, один из самых мощных потребителей металлопроката, строит несколько собственных металлургических комбинатов, соответственно, скоро его потребность в импорте резко снизится. На крупных предприятиях доля экспорта в 2003 году доходила до 60%. Производители периодически заявляют о переориентации объемов на внутренний рынок, его главных потребителей – нефтегазовый комплекс, строительство и машиностроение. Николай Галенкин, коммерческий директор ООО «Севзапметалл», отмечает, что для развития российского рынка необходима внутренняя инвестиционная система. А инвестиционные льготы были отменены для металлургической отрасли несколько лет назад, взамен них был снижен с 35 до 24% налог на прибыль. Для предприятий, вкладывающих средства в собственное развитие, это стало по сути повышением налогового бремени. У российских заводов, большинство из которых были простроены еще в советское время, есть потенциал для развития. Но многие предприятия растеряли кадры, а в техническом плане им необходима модернизация.
ИМПОРТ
По-прежнему, хотя и в несколько меньших объемах, в Россию ввозится металлопрокат, в основном из Украины, Белоруссии, Латвии и Финляндии. Например, оцинкованную сталь зачастую выгоднее импортировать из Финляндии – в России ее цена традиционно выше мировой. К тому же нашему производителю часто невыгодно «связываться» с небольшими партиями металлопроката.
ВЫМЫВАНИЕ СОРТАМЕНТОВ
Специалисты говорят о вымывании сложных сортаментов из российского производства. К примеру, из-за отсутствия спроса в отечественном машиностроении прекращается производство уникальных видов металлопроката. С другой стороны, можно обозначить позитивную тенденцию – все более востребованными становятся металлические профили, которые используются в строительной индустрии. «У нас идет смещение в сторону профильных труб, наращивание их ассортимента. Они становятся все более востребованными. Конечно, его оборачивание ниже, чем у обычной арматуры, но это благодатная тема для будущего», - говорит Николай Галенкин, коммерческий директор ООО «Севзапметалл».
ЖЕСТКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Несмотря на жесткую конкуренцию на рынке, его можно назвать достаточно цивилизованным. А конкуренция непосредственным образом влияет на качество производимого металлопроката, вынуждает производителей и поставщиков формировать максимально полный ассортимент. У российского рынка по сравнению с мировым есть еще одна особенность: практически не работают интернет-продажи. У этого есть три причины. С одной стороны, на законодательном уровне вопрос легитимности электронной цифровой подписи был решен сравнительно недавно, во-вторых, это психологический фактор – покупатели еще не готовы покупать металлопрокат, не видя продавца, и, наконец, не у каждого участника рынка есть технические возможности для осуществления интернет-торговли. Также такой способ торговли предполагает выполнение всех требований законодательства, что не всегда свойственно нашему рынку.